Популярные камни – 2014 г
Драгоценные камни → Популярные камни – 2014 г
Кризисные явления в экономике повлияли на интерес потребителей к ювелирным украшениям и драгоценным камням. На фоне общего снижения спроса отмечаются структурные сдвиги в пользу менее дорогих ювелирных камней. Если кризисные тенденции продолжатся, то «хитами» 201 4 г. станут турмалин, топаз, розовый кварц, а также жемчуг, цитрин, халцедон и авантюрин. От наиболее дорогих камней – рубин, сапфир, изумруд, александрит, бриллиант – будут отказываться, также как от порядком надоевших лунного камня, янтаря, аметиста и кораллов. Интерес к драгоценным камням сохраняется, но желания покупать их у населения становится все меньше.
Gemstones of the World by Carol CC BY-NC-SA 2.0 |
Кризис на ювелирном рынке
Замедление развития экономики России явно проявилось уже в конце 2013 г.- начале 2014 г. В связи с этим потребители предпочли больше экономить: имеющиеся денежные средства размещали в валютных депозитах, тратили на приобретение утилитарных предметов длительного пользования, откладывали покупки роскоши. Поскольку ювелирные украшения и драгоценные камни являются товарами эластичного спроса (при ограничении финансовых возможностей покупателей спрос резко снижается), то их рынок одним из первых страдает в результате социально-экономических потрясений. Еще больше ухудшили потребительские настроения новости вокруг Крыма: угроза финансовых санкций и огромных бюджетных затрат на оздоровление экономики этого отсталого региона в условиях блокады, а также в связи с желанием близких президенту олигархов обогатиться на этом «политическом предприятии». Мы увидели проявление кризиса в форме резкого падения посещаемости и рейтингов большинства отечественных интернет-магазинов ювелирных украшений.
Данные для анализа спроса на ювелирные украшения и драгоценные камни
Анализ интереса спроса на драгоценные камни в Интернете осложняется рядом факторов. Во-первых, компания Яндекс в этом году намерено задерживает общие данные по статистике запросов, чтобы скрыть кризисные тенденции, которые грозят поисковой системе больших потерь доходов от рекламы (еще в начале года статистика была без отставания на полтора месяца). Во-вторых, продолжается вовлечение населения во всемирную паутину, которое дает небольшой восходящий тренд, несмотря на снижение желания что-либо покупать. Но по другим нашим сайтам, посвященным потребительской тематике, мы видим, что интерес к покупкам у людей уменьшается в целом. К сожалению, нам пока не известны результат «крымской кампании» - того, как отразился обвал рубля и введение международных санкций, но очевидно, что данные не будут очень оптимистичными. В общем, у нас сегодня есть только статистика запросов за январь и февраль 2014 г., но уже по ее сравнению с данными 2013 г. мы можем видеть определенные тенденции, которые характеризуют спрос на драгоценные камни и скорее всего, продолжатся как минимум до конца года. Как и в нашем исследовании «Популярные камни – 2013» мы основываемся на камнях из нашего Алфавитного каталога (запрос «камень+ название камня»).
Как изменился интерес пользователей Рунета к тематике драгоценных камней
В целом тенденция роста числа запросов по нашей тематике в январе-феврале 2014 г. продолжилась, но отмечается явное замедление: в январе 2014 г. прирост по сравнению с тем же периодом 2013 г. составил 22%, то в феврале – только 11%. Однако этот рост был неравномерным. Рассмотрим его подробно.
Как видно из левой диаграммы, в январе по большинству названий камней отмечался рост запросов (за исключением гагата и змеевика). Наибольший рост в группе розового кварца, азурита, турмалина и гелиодора (112-326%). При этом прирост по розовому кварцу даже не удалось отразить на диаграмме. Как мы уже писали в прошлом исследовании, по этому камню в прошлом году проводилась большая «рекламная кампания», которая имеет своим отголоском возросшую популярность камня. По гематиту та же акция не оказалась столь удачной (рост в январе 2014 г. 19%). Представим данные по росту популярности запросов в январе и феврале 2014 г. таблице. Внесем туда камни с популярностью больше 200 запросов в месяц, за исключением кварца, так как в это число также входят запросы по розовому кварцу.
Таблица 1. Изменение числа запросов в поисковой системе Яндекс по схеме «камень+название камня» по каталогу Dragkamen.ru в январе и феврале 2014 г. по сравнению с данными соответствующих периодов 2013 г.
Ситуация в феврале изменилась. Средний рост остался, но он уменьшился в 2 раза (всего 11%). При этом расширилась категория с отрицательным приростом, а значительная часть названий камней «переехала» в таблице в нижние строки. При этом примечательно, что в двух нижних ячейках (прирост до 10% или снижение) оказалось большинство самых популярных драгоценных камней. Особенно сильно снизился интерес к александриту и янтарю. Ситуация с александритом объяснима тем, что этот камень относится к категории специфического спроса. «Александритовый эффект» не настолько интересен и курьезен, чтобы за него хотелось платить большие деньги в условиях кризиса. Янтарь, несмотря на его интересные внешние данные, очень плохо подходит для ювелирных изделий, так как быстро покрывается царапинами, теряет блеск и к тому же очень страдает от яркого света. Хотя некоторые пропагандисты в Калининграде желают перевести его в категорию драгоценных камней, он никогда там de facto не окажется, несмотря на ограничения на его добычу и оборот.
Хотим обратить внимание читателей Dragkamen.ru, что на ювелирные камни, характеризовавшиеся в феврале снижением интереса пользователей поисковой машины Яндекса, приходилось 21% всех запросов по драгкамням (исходя из каталога Dragkamen.ru). А показатели роста ниже среднего уровня по рынку (0-10%) относится к категории, охватывающей 39% запросов (включая такие популярные камни, как рубин, сапфир, аметист, лунный камень, нефрит и др.). То есть суммарно речь идет почти о 60% всех запросов по драгкамням. Таким образом, рост в 11% был в значительной степени обеспечен за счет запросов по менее популярным и менее ценным ювелирным камням. Как снижение, так и слишком низкий рост приводят к уменьшению доли запросов по тому или иному драгоценному камню в общем числе запросов по рынку ювелирных минералов.
Динамика популярности камней
Чтобы нейтрализовать «фоновое» повышение интереса к запросам по драгоценным камням за счет роста интернет-аудитории проанализируем, как изменилась популярность конкретных камней.
Таблица 2. Изменение популярности ювелирных камней в Рунете (запросы в Яндексе) за период января-февраля 2014 г. по сравнению с данными аналогичного периода 2013 г. (процентные пункты, точность до десятых)
Анализ содержания столбцов этой таблицы показывает, что в большинстве случаев динамика в январе и феврале совпадала, то есть, имеются основания говорить о наметившейся тенденции. Отмечено снижение интереса к большинству классических и самых дорогих (почти по всем драгоценным) ювелирных камней. В то же время в общей массе запросов увеличилась доля полудрагоценных камней, в том числе не вполне традиционных для России. Наиболее значительно выросла популярность турмалина (2 процентных пункта), топаза (0,6-0,4 процентных пункта), розового кварца (0,6-0,3 процентных пункта), а также авантюрина, жемчуга, цитрина, халцедона. Этот рост происходит на фоне значительного снижения в категории драгоценных камней: александрит, рубин, сапфир, опал, аквамарин, но особенно сильно – по гранату (более 1 процентного пункта), лунному камню (один процентный пункт в январе) и янтарю (0,8 пункта в феврале), а также аметисту, лазуриту, кораллу, паре алмаз-бриллиант.
Очевидно, что население на фоне обостряющегося финансового кризиса интересуется более дешевыми ювелирными камнями, что уже должны видеть продавцы ювелирных магазинов. Хотя в настоящее время мы располагаем статистикой запросов только на январь-февраль 2014., представляется, что эти тенденции возобладают в связи с дальнейшим скатывании экономики России в рецессию и снижения активности потребителей.
Советуем к прочтению
Как проверить подлинность камня
Драгоценные камни России
Камни по алфавиту
Ювелирные новости
Автор: Кирилл Корякин
Дата публикации: 17.04.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Как проверить подлинность
Подлинность драгоценного камня – это главная проблема, стоящая перед каждым покупателем. А между тем решается она очень просто – консультация опытного геммолога или ювелира, а лучше экспертная оценка на профессиональном оборудовании с выдачей заключения.