Популярные камни – 2014 г

Драгоценные камни Популярные камни – 2014 г

Кризисные явления в экономике повлияли на интерес потребителей к ювелирным украшениям и драгоценным камням. На фоне общего снижения спроса отмечаются структурные сдвиги в пользу менее дорогих ювелирных камней. Если кризисные тенденции продолжатся, то «хитами» 201 4 г. станут турмалин, топаз, розовый кварц, а также жемчуг, цитрин, халцедон и авантюрин. От наиболее дорогих камней – рубин, сапфир, изумруд, александрит, бриллиант – будут отказываться, также как от порядком надоевших лунного камня, янтаря, аметиста и кораллов. Интерес к драгоценным камням сохраняется, но желания покупать их у населения становится все меньше.

Популярные камни – 2014 г
Gemstones of the World by Carol CC BY-NC-SA 2.0

Кризис на ювелирном рынке

Замедление развития экономики России явно проявилось уже в конце 2013 г.- начале 2014 г. В связи с этим потребители предпочли больше экономить: имеющиеся денежные средства размещали в валютных депозитах, тратили на приобретение утилитарных предметов длительного пользования, откладывали покупки роскоши. Поскольку ювелирные украшения и драгоценные камни являются товарами эластичного спроса (при ограничении финансовых возможностей покупателей спрос резко снижается), то их рынок одним из первых страдает в результате социально-экономических потрясений. Еще больше ухудшили потребительские настроения новости вокруг Крыма: угроза финансовых санкций и огромных бюджетных затрат на оздоровление экономики этого отсталого региона в условиях блокады, а также в связи с желанием близких президенту олигархов обогатиться на этом «политическом предприятии».  Мы увидели проявление кризиса в форме резкого падения посещаемости и рейтингов большинства отечественных интернет-магазинов ювелирных украшений.

Данные для анализа спроса на ювелирные украшения и драгоценные камни

Анализ интереса спроса на драгоценные камни в Интернете осложняется рядом факторов. Во-первых, компания Яндекс в этом году намерено задерживает общие данные по статистике запросов, чтобы скрыть кризисные тенденции, которые грозят поисковой системе больших потерь доходов от рекламы (еще в начале года статистика была без отставания на полтора месяца). Во-вторых, продолжается вовлечение населения во всемирную паутину, которое дает небольшой восходящий тренд, несмотря на снижение желания что-либо покупать. Но по другим нашим сайтам, посвященным потребительской тематике, мы видим, что интерес к покупкам у людей уменьшается в целом. К сожалению, нам пока не известны результат «крымской кампании» - того, как отразился обвал рубля и введение международных санкций, но очевидно, что данные не будут очень оптимистичными.  В общем, у нас сегодня есть только статистика запросов за январь и февраль 2014 г., но уже по ее сравнению с данными 2013 г. мы можем видеть определенные тенденции, которые характеризуют спрос на драгоценные камни и скорее всего, продолжатся как минимум до конца года. Как и в нашем исследовании «Популярные камни – 2013» мы основываемся на камнях из нашего Алфавитного каталога (запрос «камень+ название камня»).

Как изменился интерес пользователей Рунета к тематике драгоценных камней

В целом тенденция роста числа запросов по нашей тематике в январе-феврале 2014 г. продолжилась, но отмечается явное замедление: в январе 2014 г. прирост по сравнению с тем же периодом 2013 г. составил 22%, то в феврале – только 11%. Однако этот рост был неравномерным. Рассмотрим его подробно.

Популярные камни – 2014 г Популярные камни – 2014 г

Как видно из левой диаграммы, в январе по большинству названий камней отмечался рост запросов (за исключением гагата и змеевика). Наибольший рост в группе розового кварца, азурита, турмалина и гелиодора (112-326%). При этом прирост по розовому кварцу даже не удалось отразить на диаграмме. Как мы уже писали в прошлом исследовании, по этому камню в прошлом году проводилась большая «рекламная кампания», которая имеет своим отголоском возросшую популярность камня. По гематиту та же акция не оказалась столь удачной (рост в январе 2014 г. 19%). Представим данные по росту популярности запросов в январе и феврале 2014 г. таблице. Внесем туда камни с популярностью больше 200 запросов в месяц, за исключением кварца, так как в это число также входят запросы по розовому кварцу.

Таблица 1. Изменение числа запросов в поисковой системе Яндекс по схеме «камень+название камня» по каталогу Dragkamen.ru в январе и феврале 2014 г. по сравнению с данными соответствующих периодов 2013 г.

Прирост/убыль числа запросов

Названия ювелирных камней

янв. 2013 – янв. 2014

февр. 2013 – февр. 2014

более 100%

азурит, гелиодор, розовый кварц, турмалин

азурит, розовый кварц, турмалин

40-80%

авантюрин, жадеит, жемчуг, карнеол, обсидиан, сердолик, танзанит, флюорит, халцедон, цитрин

гелиодор, сердолик, танзанит, флюорит, халцедон

20-40%

агат, амазонит, апатит, берилл, бирюза, горный хрусталь, кахолонг, опал, малахит, морганит, морион, перламутр, пироп, раухтопаз, родонит, топаз, хризоберилл, хризопраз, циркон, чароит

агат, амазонит, жемчуг, морганит, морион, обсидиан, цитрин

10-20%

аквамарин, александрит, аметист, бриллиант, гематит, рубин, сапфир, хризолит, янтарь

авантюрин, апатит, жадеит, малахит, опал, перламутр, пироп, топаз, хризолит, циркон, шпинель, хризопраз

0-10%

алмаз, волосатик, гранат, змеевик, изумруд, коралл, лазурит, лунный камень, нефрит, оникс, сардоникс, симбирцит, шпинель, яшма

аметист, берилл, бирюза, бриллиант, волосатик, горный хрусталь, змеевик, изумруд, кахолонг, лазурит, лунный камень, нефрит, родонит, рубин, сапфир, чароит, яшма

меньше 0%

гагат

аквамарин, александрит, алмаз, гагат, гематит, гранат, карнеол, коралл, оникс, раухтопаз, сардоникс, симбирцит, хризоберилл, янтарь

Ситуация в феврале изменилась. Средний рост остался, но он уменьшился в 2 раза (всего 11%). При этом расширилась категория с отрицательным приростом, а значительная часть названий камней «переехала» в таблице в нижние строки. При этом примечательно, что в двух нижних ячейках (прирост до 10% или снижение) оказалось большинство самых популярных драгоценных камней. Особенно сильно снизился интерес к александриту и янтарю. Ситуация с александритом объяснима тем, что этот камень  относится к категории специфического спроса.  «Александритовый эффект» не настолько интересен и курьезен, чтобы за него хотелось платить большие деньги в условиях кризиса. Янтарь, несмотря на его интересные внешние данные, очень плохо подходит для ювелирных изделий, так как быстро покрывается царапинами, теряет блеск и к тому же очень страдает от яркого света. Хотя некоторые пропагандисты в Калининграде желают перевести его в категорию драгоценных камней, он никогда там de facto не окажется, несмотря на ограничения на его добычу и оборот.

Хотим обратить внимание читателей Dragkamen.ru, что на ювелирные камни, характеризовавшиеся в феврале снижением интереса пользователей поисковой машины Яндекса, приходилось 21% всех запросов по драгкамням (исходя из каталога Dragkamen.ru). А показатели роста ниже среднего уровня по рынку (0-10%) относится к категории, охватывающей 39% запросов (включая такие популярные камни, как рубин, сапфир, аметист, лунный камень, нефрит и др.). То есть суммарно речь идет почти о 60% всех запросов по драгкамням. Таким образом, рост в 11% был в значительной степени обеспечен за счет запросов по менее популярным и менее ценным ювелирным камням. Как снижение, так и слишком низкий рост приводят к уменьшению доли запросов по тому или иному драгоценному камню в общем числе запросов по рынку ювелирных минералов.

Динамика популярности камней

Чтобы нейтрализовать «фоновое» повышение интереса к запросам по драгоценным камням за счет роста интернет-аудитории проанализируем, как изменилась популярность конкретных камней.

Таблица 2. Изменение популярности ювелирных камней в Рунете (запросы в Яндексе) за период января-февраля 2014 г. по сравнению с данными аналогичного периода 2013 г. (процентные пункты, точность до десятых)

Динамика интереса в структуре запросов

янв.2013-янв.2014

февр.2013-февр.2014

доля запросов увеличилась

авантюрин, азурит, берилл, гелиодор, жадеит, жемчуг, карнеол, обсидиан, розовый кварц, сердолик, танзанит, топаз, турмалин, флюорит, халцедон, цитрин

авантюрин, агат, азурит, гелиодор, жадеит, жемчуг, морион, обсидиан, опал, розовый кварц, сердолик, танзанит, топаз, турмалин, флюорит, халцедон, цитрин

доля не изменилась

амазонит, апатит, бирюза, гематит, горный хрусталь, кахолонг, малахит, морганит, морион, опал, перламутр, пироп, раухтопаз, родонит, симбирцит, хризоберилл, хризопраз, циркон, чароит

амазонит, апатит, волосатик, горный хрусталь, змеевик, кахолонг, малахит, морганит, перламутр, пироп, родонит, симбирцит, хризоберилл, хризолит, хризопраз, циркон, чароит, шпинель

доля запросов снизилась

агат, аквамарин, александрит, алмаз, бриллиант, аметист, волосатик, гагат, гранат, змеевик, изумруд, коралл, лазурит, лунный камень, нефрит, оникс, рубин, сапфир, сардоникс, хризолит, шпинель, янтарь, яшма

аквамарин, александрит, алмаз, бриллиант, аметист, берилл, бирюза, гагат, гематит, гранат, изумруд, карнеол, коралл, лазурит, лунный камень, нефрит, оникс, раухтопаз, рубин, сапфир, сардоникс, янтарь, яшма

Анализ содержания столбцов этой таблицы показывает, что в большинстве случаев динамика в январе и феврале совпадала, то есть, имеются основания говорить о наметившейся тенденции. Отмечено снижение интереса к большинству классических и самых дорогих (почти по всем драгоценным) ювелирных камней. В то же время в общей массе запросов увеличилась доля полудрагоценных камней, в том числе не вполне традиционных для России. Наиболее значительно выросла популярность турмалина (2 процентных пункта), топаза (0,6-0,4 процентных пункта), розового кварца (0,6-0,3 процентных пункта), а также авантюрина, жемчуга, цитрина, халцедона. Этот рост происходит на фоне значительного снижения в категории драгоценных камней: александрит, рубин, сапфир, опал, аквамарин, но особенно сильно – по гранату (более 1 процентного пункта), лунному камню (один процентный пункт в январе) и янтарю (0,8 пункта в феврале), а также аметисту, лазуриту, кораллу, паре алмаз-бриллиант.

Очевидно, что население на фоне обостряющегося финансового кризиса интересуется более дешевыми ювелирными камнями, что уже должны видеть продавцы ювелирных магазинов. Хотя в настоящее время мы располагаем статистикой запросов только на январь-февраль 2014., представляется, что эти тенденции возобладают в связи с дальнейшим скатывании экономики России в рецессию и снижения активности потребителей.


Советуем к прочтению

Как подобрать украшение
Как проверить подлинность камня
Драгоценные камни России
Камни по алфавиту
Ювелирные новости

Автор: Кирилл Корякин
Дата публикации: 17.04.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена

Рекомендуемые материалы

Как проверить подлинность

Подлинность драгоценного камня – это главная проблема, стоящая перед каждым покупателем. А между тем решается она очень просто – консультация опытного геммолога или ювелира, а лучше экспертная оценка на профессиональном оборудовании с выдачей заключения.

Цвета драгоценных камней

Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях - вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении тысячелетий. В природе можно без труда найти камень, подходящий к вашему цвету глаз, оттенку кожи, праздничному наряду.

Осторожно: Интернет магазин.

В последнее время Интернет пестрит объявлениями о продаже ювелирных украшений, уже нет счета различным магазинам, предлагающим выбрать и приобрести украшение online. Дельцы зазывают невероятными скидками, сезонными распродажами, бонусами.